Инклюзивное образование

неделя информирования о людях ссиндромом Дауна

развернуть

21 МАРТА– ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЛЮДЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Впервые эта дата как Международный день человека с синдромом Дауна (World Down Syndrome Day) вошла в календарь в 2006 году. Инициатива принадлежала участникам VI симпозиума, посвященной этой теме.

Дата 21 марта выбрана не случайно – это символическое обозначение самого синдрома Дауна, причиной которого является трисомия одной из хромосом: у человека, страдающего этим заболеванием, 21-я хромосома присутствует в трех копиях. В переводе на «язык календаря» получилось 21-е число третьего месяца.

Дополнительная хромосома воздействует на физическое развитие и развитие мышления. У одних детей могут отмечаться серьезные нарушения здоровья, у других - незначительные. Развитие детей с синдромом Дауна бывает очень разным. Они развиваются медленнее своих ровесников, но их развитие проходит общие для всех детей этапы.

Международный день человека с синдромом Дауна ставит перед собой цель привлечь внимание общества к проблемам людей с ограниченными возможностями, ведь они несколько отличаются от обычных людей в плане физического и психического здоровья. Основными чертами человека с синдромом Дауна являются доброта, искренность и непосредственность. Свою интеллектуальную недостаточность люди с синдромом Дауна компенсируют своей потрясающей душевностью, открытостью и наивностью. Чаще всего это добродушные, жизнерадостные и позитивные люди, они  охотно стремятся к общению.

Чем больше они общаются с обычными сверстниками в детских садах или школах, на площадках и в спортивных секциях, тем менее заметно отставание в развитии, лучше психическое и  физическое развитие таких детей.

Дети с синдром Дауна одарены не меньше, чем здоровые дети. Многие имеют художественный талант, музыкальные (в том числе танцевальные и вокальные) и артистические способности, они склонны к поэзии, успешны в спорте.

В Москве даже существует единственный в мире театр, где все актеры имеют синдром Дауна. Труппа, которая называется «Простодушные», успешно гастролирует.

21 марта во многих странах мира проходят различные благотворительные и просветительские акции, мероприятия и концерты, конференции и семинары.  Эта дата широко используется  для информирования людей о синдроме Дауна и людях, которые с ним живут.

Символичной для привлечения внимания к Международному дню людей с синдромом Дауна стала традиция надевания в этот день разноцветных носков. При этом совсем необязательно надевать пару носков, можно надеть 1, 2 и даже 3 носка.

Расскажите своим друзьям и близким о важности Международного дня людей с синдромом Дауна и попросите их последовать Вашему примеру, надев 21 марта разноцветные носки.

 

 

Изображение  

Брошюра для родителей

Консультация для педагогов

Советы родителям детей с синдромом Дауна       

 

  

свернуть

Неделя толерантности

развернуть

Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году была принята Декларация толерантности. Согласно Декларации принципов толерантности, мы понимаем, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности…, это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира…»

  В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров. социальных слоёв, поэтому надо уметь уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии., научиться находить точки соприкосновения.

 Кроме того, толерантность как качество личности помогает человеку адаптироваться в другой среде, к неожиданно новым для него условиям жизни. Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

  Определение слова «толерантность» у разных народов на разных языках звучит по-разному:

- в испанском – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

- во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

- в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

- в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

- в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

- в русском – способность терпеть что-то и от кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо и кого-либо).

 

 Играя-принимаем

 

 

 

 

 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ ТОЛЕРАНТНОСТИ

 

Сроки проведения: с 15.11.2021 по 19.11.2021

п/п

Мероприятие

Сроки проведения

Место проведения

Ответственные

1

Онлайн - информирование всех участников образовательного процесса по теме: «16 ноября – Международный день толерантности» (размещение на сайте информации):

листовки «Каждый ребенок особенный – все дети равные!»;

брошюры «Играя - принимаем» (игры и упражнения направленные на принятие детей с инвалидностью)

15.11.2021

Школьный сайт

Администратор сайта Генец Л.И.

2

Консультация для педагогов «Приемы ненасильственной этики в работе с детьми с ОПФР» (по запросам)

16.11.2021

Каб.26, 15.00

Учитель-дефектолог Сильванович М.К.

3

Онлайн-консультация для родителей по теме: «Воспитываем толерантность в себе и детях», памятка родителям по установлению эмоционального контакта с детьми с ОПФР в системе «ребенок-родитель» по толерантному отношению к детям

17.11.2021

Школьный сайт

Учитель-дефектолог Сильванович М.К., администратор сайта Генец Л.И

4

Флешмоб «Уроков толерантности»  «Нас разными всех создала природа»

В течение недели

 

Педагог социальный Пиротская А.А., педагог-организатор Скобля Н.Ю.

5

Организация книжной выставки «Толерантность – дорога добра»

В течение недели

Школьная библиотека

Школьный библиотекарь Игнатчик Е.В.

 Материалы к Неделе толерантности

свернуть

неделя информирования о проблеме аутизма

развернуть

Материалы к неделе информирования об аутизме скачать

Инклюзивное образование

https://www.youtube.com/watch?v=n3oHpRO7KTY

Ролик про Аутизм (часть 1)

https://www.youtube.com/watch?v=D5NY7yQVDr0

Ролик про Аутизм (часть 2)

https://www.youtube.com/watch?v=wkM6E7X5AWk

Ролик про Аутизм (часть 3)

https://www.youtube.com/watch?v=aqsP04Yn_XY

Аутизм

https://www.youtube.com/watch?v=qut42RU4GOU/ 2:17

Мир глазами аутиста

https://www.youtube.com/watch?v=3pJ3QH43wLk

Аутизм и сенсорная чувствительность

https://www.youtube.com/watch?v=AXDeD7jNnZ4

Короткометражный художественный фильм Аутизм

https://www.youtube.com/watch?v=qvR00L6Zkpo

Мы просто другие

https://www.youtube.com/watch?v=52AcH98Jd_Y

«Нарушение в развитии детей.

Ранний детский аутизм»

 

Что такое аутизм?

Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. В переводе слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Страдающий подобный заболеванием человек никогда не проявляет свои эмоции, жесты и речевое обращение к окружающим, а его действиях зачастую отсутствует социальный смысл.

Многих родителей волнует вопрос, как понять, что у ребенка аутизм и в каком возрасте это заболевание проявляется впервые? Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от 3 до 5 лет и называют его РДА (ранний детский аутизм) или синдром Каннера. Клинические проявления данного заболевания, как и принципы лечения, зависят от формы аутизма и чаще всего проявляются в нарушении мимики, жестов, громкости и внятности речи.

Как воспринимает окружающий мир ребенок аутист?

При аутизме ребенок, как правило, не может соединить в одну цепочку детали каких-либо действий. Больной аутизмом ребенок почти в каждом случае не может отличать одушевленные предметы от неодушевленных, а человека видит не как единое целое, а в качестве «набора» отдельных частей тела. Все окружающие внешние влияния (прикосновения, свет, звук, тесный контакт) оказывают на аутиста раздражающее действие, поэтому больной чаще всего замыкается в себе и отказывается идти на контакт даже с близкими людьми.

Симптомы и признаки аутизма

Аутизм у детей выражается определенными клиническими признаками. Ранний детский аутизм может проявляться впервые даже у годовалого малыша. Конечно, точно поставить диагноз может только разбирающийся в данной проблеме специалист, однако родители могут заподозрить патологию у своего ребенка, если у него часто возникают следующие состояния:

  • при разговоре со взрослым отводит взгляд и никогда не смотрит в глаза (отсутствующий взгляд);
  • не интересуется общение со сверстниками, предпочитает играть сам и уходит в сторону с детской площадки;
  • не любит, когда к нему прикасаются, всегда при этом нервничает;
  • проявляет чувствительность к некоторым громким звукам;
  • не разговаривает, больше отмалчивается, а если говорит, то не всегда может внятно выразить, что он хочет;
  • часто устраивает истерики;
  • пассивен или, наоборот, гиперактивен;
  • не осознает опасности ситуации, например, сует предметы в розетку, берет острые предметы в руки, пытается перейти дорогу, по которой с высокой скоростью едет автомобиль.

    Проявления детского аутизма: первые   сигналы родителям

    Для раннего аутизма характерно 4 основных  клинических признака:

  • нарушение социального взаимодействия;
  • нарушение коммуникации;
  • стереотипное поведение;
  • ранние клинические проявления аутизма у детей младшего дошкольного возраста (от 1 до 3 лет).

Ранние симптомы аутизма у детей до года

Первые признаки аутизма у ребенка внимательные родители могут заметить еще до года. В первые месяцы жизни такие малыши проявляют меньший интерес к ярким игрушкам, менее подвижны, у них скудная мимика. По мере взросления (в возрасте 5-6 месяцев) груднички с аутизмом практически не интересуются находящимися рядом предметами, не пытаются их схватить, при этом мышечный тонус рук у них развит нормально.

Можно ли вылечить аутизм?

Родители, детям которых поставили диагноз аутизм, задают врачу один и тот же вопрос – можно ли вылечить данное заболевание? Аутизм не лечится, однако при помощи способов коррекции заболевания можно значительно улучшить состояние ребенка и помочь ему максимально адаптироваться в окружающем мире. Конечно, родителям необходимо тесно сотрудничать с преподавателями и выполнять рутинные действия долгое время, однако результат этих стараний может принести большие успехи.

 

Рекомендации

 для родителей детей-аутистов:

  • вы должны четко осознать, что ваш ребенок не такой, как другие;
  • вам следует максимально позаботиться о создании благоприятной обстановки для ребенка, чтобы он мог полноценно развиваться и существовать в обществе – стресс и постоянные перемены окружающего мира способны сильно усугубить состояние малыша;
  • вам следует регулярно консультироваться со специалистами – психологом, логопедом, психотерапевтом.

 

 

Проблема выявления и оказания помощи

 детям с ранним аутизмом

 

Состояние психического здоровья детей и подростков имеет важное значение для обеспечения и поддержания устойчивого развития общества. Многие психические расстройства, наблюдающиеся у взрослых людей, возникают в детском возрасте. Одним из таких заболеваний является аутизм. Современные классификации рассматривают детский аутизм как общее (первазивное) нарушение развития (термин «первазивный» означает «всеохватывающий», «всепроникающий»). Это подчеркивает, что при аутизме страдает не какая-то одна или небольшое количество функций, но психика в целом, весь организм.

Аутизм – одно из тех тяжелых заболеваний, которое кроме утраты психического здоровья, имеет ряд социально неблагополучных последствий:

В Республике Беларусь показатель заболеваемости туберкулезом составил в 2011 году 41,2 на 100 тыс. населения, что практически соответствует уровню 1994 года (42,2). Ежегодно снижается заболеваемость туберкулезом в пенитенциарных учреждениях. Наиболее высокая заболеваемость туберкулезом отмечается в Гомельской и Могилевской областях, превышающая средне-республиканский показатель. Смертность от туберкулеза за последние 10 лет снизилась на 18,1% и составила 7,7 на 100 тыс.

  • проблемы социальной адаптации;
  • проблемы обучения, профессиональной ориентации и профессиональной подготовки;
  • значительное снижение качества жизни;
  • высокий уровень инвалидности;
  • наличие серьезного стресс-фактора (установление диагноза аутизм) для семьи и ближайшего окружения пациента.

Экономические затраты государства, в связи с проблемой аутизма, включают в себя расходы на систему лечения, реабилитации, в том числе членов семьи и ближайшего окружения пациента, выплату социальных пособий, содержание в домах-интернатах, а также уменьшение доходов в связи с сокращением трудоспособного населения.

Принят Закон Республики Беларусь «О медицинской помощи лицам, имеющим заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, ВИЧ, гарантиях при ее оказании».

На сегодняшний день, в силу клинического разнообразия проявлений данного искажения, а также с чисто практической точки зрения, своеобразным компромиссом между теорией и практикой является возникновение термина «расстройства аутистического спектра» (далее РАС). Он объединяет в себе все варианты аутистических расстройств.

Лечение больных туберкулезом – серьезная и сложная задача, требующая концентрации усилий медицинских работников, самого пациента и членов его семьи. Если сроки лечения пациентов в ранней стадии болезни составляют 6-8 месяцев, то при хронических формах с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя достигают 1,5-2-х и более лет. В настоящее время фтизиатрическая практика располагает значительным арсеналом противотуберкулезных лекарственных средств, включая капреомицин, фторхинолоны, используемые при лечении пациентов с мультирезистентными формами. Разработаны эффективные схемы и режимы противотуберкулезной терапии. Впервые в республике применяется оригинальная нанобиотехнология аутологичной трансплантации мезенхимальных стволовых клеток периферической крови в комплексной терапии пациентов с множественно лекарственно-устойчивым туберкулезом.

Частота встречаемости РАС составляет, по современным данным, 40-45 случаев на 10 тысяч детского населения. То есть, частота встречаемости РАС выше, чем изолированной глухоты и слепоты вместе взятых, чем синдрома Дауна или детских онкологических заболеваний. В Республике Беларусь этот показатель в среднем за последние три года составляет 2-3 случая на 10 тысяч детского населения, что в разы меньше по сравнению с мировой статистикой. На 1 января 2011 года 514 детей, страдающих аутизмом (2,96 на 10 тысяч детского населения) состояло под наблюдением врача-психиатра.

С 2007г. Программой ООН выделяются гранты Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией «Поддержка Государственной программы «Туберкулез» в Республике Беларусь». За счет средств международной технической помощи «Внедрение стратегии СТОП-ТБ в Беларуси, в частности направленной на меры по борьбе с туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ-ТБ)» проводятся обучающие семинары для медицинских работников разных звеньев здравоохранения, противотуберкулезные учреждения оснащаются современным дорогостоящим медицинским оборудованием для лабораторной диагностики туберкулеза и обеспечения инфекционного контроля, поставляются противотуберкулезные лекарственные средства, имеющие международный сертификат качества. Для формирования приверженности к лечению нуждающимся пациентам оказывается социальная поддержка в виде продовольственных наборов и проездных билетов на общественный транспорт. Белорусским обществом Красного Креста ежегодно 24 марта проводятся благотворительные акции для лиц без определенного места жительства. В 2011 году в акции «Белая ромашка» участвовало более 1000 волонтеров БОКК.

Истинную распространенность РАС в нашей стране определить достаточно сложно в силу особенностей подходов к постановке диагноза «аутизм» и сбора статистических данных. Благодаря компании по психообразованию специалистов различных направлений и профилей работы, популяризации вопросов психического здоровья среди населения растет количество обращений к специалистам службы охраны психического здоровья детей и подростков. В качестве примера можно привести статистические данные по выявлению аутизма в городе Минске. В 2011 году под наблюдением психиатров находился 171 ребенок с установленным диагнозом «аутизм». Показатель общей заболеваемости в г. Минске в 2011 году составил 5,4 случая на 10 000 детского населения. Этот показатель в 3 раза выше аналогичного показателя 2008 года (1,7 случая на 10 000 детского населения соответственно).

В настоящее время становится все более понятным, что детский аутизм не является проблемой одного только детского возраста. Трудности коммуникации и социальной адаптации меняют форму, но не уходят с годами, и помощь и поддержка должны сопровождать человека, страдающего аутизмом, всю жизнь.

Основными особенностями расстройств аутистического спектра являются:

  • Нарушения коммуникации. Именно нарушения коммуникации, их выраженность делают коррекционную работу с аутичными детьми специфической, и без установления взаимодействия и (или) эмоционального контакта обучение и воспитание становятся практически невозможными. 
     
  • Нарушения речевого развития. Они многообразны и являются одним из наиболее частых поводов обращения родителей к специалистам. Наиболее частые симптомы: мутизм (отсутствие речи), эхолалии (повторение сказанного другим человеком), большое количество слов-штампов и фраз-штампов, "фонографическая" речь, неспособность к диалогу, неологизмы, позднее появление в речи и неправильное употребление личных местоимений (особенно "Я"), нарушение звукопроизношения и грамматического строя речи. 
     
  • Особенности восприятия: гиперсензитивность, фрагментарность, гиперселективность, симультанность и трудности восприятия сукцессивно организованных (то есть разворачивающихся во времени) явлений. 
     
  • Неравномерность развития психических функций. При детском аутизме неравномерность развития проявляется разнообразными по степени и спектру нарушениями различных высших психических функций (памяти, внимания, целенаправленности и др.), силы, подвижности, устойчивости, и темпа нейродинамики. 
     
  • Повышенная пресыщаемость. Наступление пресыщения по времени индивидуально и зависит от глубины аутистических расстройств, от характера деятельности и отношения к ней ребёнка. Чаще всего пресыщение наступает быстрее, чем в норме, иногда почти мгновенно, поэтому в этих случаях необходимо применение специальных приёмов, позволяющих сделать взаимодействие с ребёнком продолженным (например, частую смену видов деятельности или использование разнообразных форм работы). Если какой-либо вид деятельности находится в русле сверхценных интересов ребенка, является объектом его сверхпристрастия, то пресыщение, наоборот, может не наступать очень долго, что грозит развитием опасного для здоровья физиологического истощения. В этих случаях необходимы меры, ограничивающие такого рода деятельность, предупреждающие развитие переутомления и истощения. 
     
  • Стереотипное, однообразное поведение. Стереотипии проявляются очень разнообразно: в любом виде деятельности (двигательные, сенсорные, идеаторные и т.д.), в рутинных привычках и ритуалах. При аутизме стереотипии направлены в основном на аутостимуляцию и носят патологический характер; они отличаются большой стойкостью, труднопреодолимы. 
     
  • У подавляющего большинства детей с аутизмом слабо развита или не развита вообще способность к подражанию, имитации, что создает значительные трудности в обучении. 
     
  • Особенности интеллектуального развития. По данным зарубежных и отечественных авторов от 70-75% детей с РАС (особенно при атипичном аутизме) страдают той или иной степенью интеллектуальной недостаточности. Неравномерность развития РАС ярко проявляется и в отношении интеллектуальных функций. Так развитие одних интеллектуальных функции может опережать возрастную норму, других – значительно отставать.

В настоящее время клинико-психологическая структура аутизма ясна не в полной мере, однако не вызывает сомнений, что сам аутизм представляет собой нарушение вторичное. Это означает, что при своевременной и адекватной коррекционной работе проявления аутизма могут быть в определенной степени смягчены, и это создает предпосылки для повышения уровня социальной адаптации ребенка.

Доступность и качество оказания психиатрической и психотерапевтической помощи являются двумя важными составляющими, определяющими эффективность лечения и реабилитации детей, страдающих любой формой психической патологии.

В последние годы изменились подходы к организации и оказанию психиатрической помощи с акцентом на амбулаторно-поликлинический этап обслуживания детского населения. Однако остается проблемой обеспеченность подразделений детской психиатрической службы, особенно в сельской местности, врачами-психиатрами, психотерапевтами, психологами, что в свою очередь снижает доступность и качество оказываемой помощи.

Отсутствие в службе социальных работников не позволяет в должной мере осуществлять социальную адаптацию и обеспечивать полноценную преемственность в наблюдении данного контингента детей медицинскими работниками и работниками учреждений образования.

Важными факторами лечебного и реабилитационного процесса являются степень участия родителей и эффективность взаимодействия специалистов с ближайшим окружением ребенка (членами семьи). Семейное консультирование и семейная психотерапия являются неотъемлемой составляющей при оказании помощи таким детям.

Современные подходы реабилитационного этапа детей с аутизмом и другими дезинтегративными расстройствами требуют более тесного взаимодействия образовательной и медицинской систем, общественных организаций, преемственности во взаимодействии реабилитационных структур (ЦКРО и РМО) и подразделений Министерства здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь детям.

Крайне необходима система специализированной помощи детям с РАС. Для детей с аутизмом нужны особые условия, формы и методы обучения и воспитания. Это положение принято почти во всех странах Западной Европы, Северной Америки в Японии и многих странах других континентов. Необходимы профессионалы, специально подготовленные для работы с аутичными детьми. Опыт показывает, что без такой подготовки дефектологи, логопеды, психологи, учителя, как правило, не могут, даже если хотят, работать с этой категорией детей.

Коррекционная работа детей с аутизмом должна в обязательном порядке носить комплексный характер, в отдельности взятая медикаментозная, психологическая, логопедическая помощь, как правило, не приводит к стойким положительным изменениям. Для каждого аутичного ребенка необходим индивидуальный подход по подбору, как фармакологических препаратов, так и основных психолого-педагогических стратегий.

свернуть

Неделя информирования о детях с ДЦП

развернуть

Международный день детского церебрального паралича в 2022 году отмечается 5 октября. Приблизительно 17 миллионов людей во всем мире страдают от ДЦП. Эта болезнь становится причиной инвалидности у детей, при этом от ДЦП нет никакого лекарства. Международный день детского церебрального паралича, отмечаемый в первую среду октября, является специальным проектом, который призван изменить мир людей с ДЦП к лучшему.

Диагноз ДЦП сегодня звучит как приговор. Вызванный повреждениями центральной нервной системы, ДЦП сопровождается двигательными нарушениями: от минимальных, заметных только специалисту, до выраженных, приводящих к инвалидности.  Его нельзя вылечить одним, двумя или тремя курсами реабилитации. Это борьба длинной в жизнь.

Однако есть множество примеров людей с ДЦП, которые не только успешно борются со своим диагнозом, но и развиваются профессионально и творчески.

Супермодель с ДЦП
Ангелина Уэльская родилась и выросла в Беларуси. У нее ДЦП, от которого не избавиться. У нее мечта, которую не удержать.

Ангелина хотела стать актрисой или моделью. Но людям с инвалидностью невозможно пробиться на подиум или сцену. А если их все-таки туда берут, то показывают только в образе ограниченного слабого человека. Ангелина решила ломать этот стереотип, и начала, конечно же, из себя. Она встала с инвалидной коляски и начала работать фотомоделью. В ее планах создать театрализованное шоу, где она сможет воссоединить две любимые стихии — театр и моду.

Она искренне надеется, что ее пример может стать толчком для действия даже здоровым людям:

«…даже если кто-то крутит пальцем у виска на мой счет, не унываю, а еще больше начинаю верить в себя и свой потенциал.

Потому что красота — внутри, а все прочее вздор!. Кстати, в комментариях к ее фото очень много положительных откликов, а некоторые читатели отмечают, что иногда модели совсем неинтересны, несмотря на их красоту. А с Ангелиной все наоборот — на нее хочется см



Создание специальных условий для обеспечения особых образовательных потребностей учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях общеобразовательной школы

 

Особенности развития, адаптации  и социализации детей с ДЦП

 

История и традиции Международного дня детского церебрального паралича

 

Памятка для педагогов «Эффективные приёмы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ДЦП»

 

свернуть