Министерство образования Республики Беларусь
Главное управление образования Гродненского облисполкома
Управление образования Лидского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №2 г.Берёзовки»
СОГЛАСОВАНО:
Консультант:
Захожая Нина Николаевна, начальник центра идеологической, воспитательной и социальной работы Государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования»
________________ _____________
_____________
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 2 г.Берёзовки»
__________ Е.Ч.Пац
8 апреля 2024 г.
контактные телефоны
8(0154) 652958
231306 Гродненская область,
Лидский район,
г. Берёзовка, ул. Дзержинского, д. 8
E-mail: scooln2@mail.ru;
sch2-berezovka@mail.lida.by;
katya.runec@mail.ru
|
СПРАВКА
о промежуточных результатах реализации инновационного проекта
«Внедрение модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся»
2023/2024 учебный год
Координатор проекта:
Рунец Анжелика Михайловна
контактные телефоны
8(0154) 652857; +375291212432
231306 Гродненская область,
Лидский район,
г. Берёзовка, ул. Дзержинского, д.8
факс (80154) 562198
E-mail:sch2-berezovka@mail.lida.by;
scooln2@mail.ru;
katya.runec@mail.ru
|
г. Берёзовка, 2024 г.
Справка
о результатах реализации инновационного проекта
в учреждении образования
Общие данные
государственное учреждение образования «Средняя школа №2 г.Берёзовки» Лидского района Гродненской области;
Тема инновационного проекта: «Внедрение модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся»;
Сроки реализации инновационного проекта: 2022 – 2025 гг.;
Руководитель инновационного проекта: Рунец Анжелика Михайловна;
Консультант инновационного проекта: Захожая Нина Николаевна, начальник центра идеологической, воспитательной и социальной работы Государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования»;
Количество участников: 14 педагогов, 152 учащихся;
Состав участников реализации инновационного проекта: администрация–2 педагога; 1 педагог, выполняющий функции классного руководителя на I ступени общего среднего образования; 4 классных руководителя, работающих на II ступени общего среднего образования; 2 классных руководителя, работающих на III ступени общего среднего образования; руководитель по военно-патриотическому воспитанию, руководитель школьного методического объединения классных руководителей, педагог социальный, педагог-психолог, педагог-организатор. В реализацию проекта включен библиотекарь. Из числа педагогов - участников инновационного проекта - 3 имеют высшую квалификационную категорию, 10 - первую квалификационную категорию, 1 – вторую квалификационную категорию.
В инновационный проект включены учащиеся I, ІІ, III ступеней обучения и воспитания. Это семь классов в полном составе, что составляет 52,8 % от всех учащихся учреждения образования.
Введение
В течение 2023/2024 учебного года коллектив государственного учреждения образования «Средняя школа №2 г.Берёзовки» Лидского района Гродненской области (далее – СШ№2 г.Берёзовки) работал над реализацией инновационного проекта по теме «Внедрение модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся» (2-й год реализации проекта).
Определение проблем, вопросов, тем, которые легли в основу инновационного проекта, осуществлялось на основании глубокого анализа деятельности учреждения образования, видения перспектив его развития, соотнесения своих возможностей с установками государственной образовательной политики, потребностями общества, учащихся и их законных представителей. В СШ№2 г.Берёзовки создан ресурсный центр, и имеется потребность во внедрении и адаптации комплекса мероприятий в рамках модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
Система управления реализацией инновационного проекта
в государственном учреждении образования
«Средняя школа № 2 г.Берёзовки»
Целью инновационного проекта является научно-методическое обеспечение и эффективная организация деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
Реализация основных концептуальных подходов к духовно-нравственному воспитанию детей и подростков предполагает соответствующую подготовленность педагогических кадров, непрерывное, с учётом социально-культурных реалий, повышение их квалификации, обмен эффективным опытом, выявление результативности инновационных форм, методов, приемов. Решению данных задач в существенной степени способствует эффективное функционирование ресурсного центра, позволяющего накапливать, обобщать и транслировать опыт педагогической деятельности, обеспечивающий взаимодействие учреждения образования с социальными институтами, религиозными организациями, общественными объединениями в области воспитания детей и молодежи.
Перед педагогическим коллективом государственного учреждения образования «Средняя школа №2 г.Берёзовки» были поставлены следующие задачи: проанализировать нормативные правовые документы, философскую, психолого-педагогическую литературу по вопросам деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, эффективный опыт организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра; обеспечить внедрение модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в социальное пространство учреждения образования, региона; определить оптимальные формы и методы деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся; разработать и внедрять активные, интерактивные, коллективные творческие, проектные и игровые методы деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся; создать благоприятные условия для деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
На втором году реализации инновационного проекта педагогический коллектив СШ№2 г.Берёзовки продолжил работу над созданием образовательного пространства, способствующего развитию духовно-нравственного потенциала учащихся. Внедряемая модель организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся позволяет создать социально-образовательную среду, способствующую духовно-нравственному развитию учащихся.
С целью успешной реализации инновационного проекта продолжила работу управленческая команда в составе руководителя Паца Евгения Чеславовича, координатора проекта Рунец Анжелики Михайловны, руководителей творческих микрогрупп, которая обеспечила разработку системы взаимодействия между участниками реализации инновационного проекта, остальными членами педагогического коллектива и социумом.
Из 14 педагогов-инноваторов 11 (78,6 %) имеют опыт работы в рамках реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования кросскультурных компетенций учащихся учреждений общего среднего образования» (сроки реализации: 2014 – 2017 гг.).
Разработаны функциональные обязанности участников инновационной деятельности. Порядок организации и осуществления работы по реализации инновационного проекта определён приказом № 298 от 01.09.2023 «Об организации инновационной деятельности в государственном учреждении образования «Средняя школа №2 г. Берёзовки» в 2023/2024 учебном году», в котором прописаны функциональные обязанности участников инновационного проекта «Внедрение модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся», зафиксирована структурно-функциональная и содержательная модель инновационной деятельности в учреждении образования, научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение.
В содержании управленческой деятельности имеются новые направления: создание новых структур (творческих микрогрупп); создание условий для инновационной деятельности; обеспечение устойчивого функционирования всех структур; построение новой системы отношений на основе партнёрства, коллегиальность в принятии основных решений; поддержка всех полезных начинаний, широкое использование положительных оценок успешной деятельности.
Определены факторы, препятствующие повышению профессиональной компетентности педагогов: боязнь неудачи, ограниченные ресурсы, чрезмерная загруженность педагогов, недостаточное владение аналитическими и исследовательскими компетенциями, инертность в педагогической деятельности; а также факторы, стимулирующие повышение профессиональной компетентности педагогов: переход от массовой к индивидуализированной работе на основе анализа опыта, потребностей, диагностических результатов; обучение на курсах, новизна деятельности, систематическая работа по самообразованию, моральное и материальное стимулирование.
По предложению участников инновационной деятельности внесены коррективы в структурно-функциональную модель методической службы учреждения образования (приложение 1), скорректированы программа и план работы по реализации инновационного проекта, которые стали более реалистичными, выполнимыми, адаптированными к условиям функционирования учреждения образования. Педагоги-инноваторы активно участвуют в обсуждении хода инновационного проекта, поддерживают тесную связь с коллегами из других учреждений общего среднего образования, участвующих в данном инновационном проекте, постоянно пополняют копилку научно-педагогической и научно-методической литературы.
Для определения механизмов взаимодействия разработаны локальные нормативные документы: Положение о творческой микрогруппе (ТМГ), Положение о постоянно действующем семинаре, которые обеспечивают разработку и функционирование следующих структур: творческих микрогрупп, постоянно действующего семинара.
Разработана система материального поощрения участников инновационной деятельности, внесены изменения в Положение об установлении надбавки за характер труда педагогическим работникам, Положение о премировании работников коллективного договора государственного учреждения образования «Средняя школа №2 г.Берёзовки».
Организационно-управленческое обеспечение основано на принципах системности, целенаправленности, последовательности, завершённости, научности, делегирования управленческих полномочий участникам инновационной деятельности. Делегирование управленческих полномочий способствовало принятию ответственности каждого участника за результаты инновационной деятельности и повышению его мотивации. Это позволило включить педагогов в разработку плановой документации, функциональных обязанностей, руководство локальным методическим формированием. Таким образом, был создан коллективный субъект управления. Система работы по реализации инновационного проекта позволила определить инновационную культуру педагога как значимую образовательную ценность. В рамках инновационной деятельности усовершенствован механизм самоконтроля.
Система работы по внедрению модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся является открытой, что способствует расширению инновационного образовательного пространства, привлечению других педагогов, в том числе из других учреждений образования к освоению опыта и проведению мероприятий. Это способствует также повышению мотивации в целом других членов коллектива.
В рамках реализации проекта организована практико-исследовательская деятельность педагогов. Определённые трудности на начальном этапе работы в проекте вызвали процессы целеполагания собственной инновационной деятельности, недостаточность теоретической подготовки, недостаточный уровень исследовательских умений, о чём свидетельствовали результаты самодиагностики на начало проекта. Для промежуточной диагностики были использованы параметры оценки психолого-педагогического аспекта готовности специалистов к инновационной деятельности («Кіраванне ў адукацыі», 3/2010).
На основе самодиагностики установлено, что педагоги на начало работы в проекте имели следующий уровень владения компетенциями: предметно-методологическая – 64,3 %; психолого-педагогическая – 50 %; исследовательская – 50 %; управленческая – 50 %; рефлексивная – 71,4 %; коммуникативная – 78,6 %. На начало 2024 года (январь) уровень владения компетенциями повысился. Справочно: предметно-методологическая – 84,3 % (+20 %); психолого-педагогическая – 69 % (+19 %); исследовательская – 72 % (+22 %); управленческая – 61 % (+11 %); рефлексивная – 78,6 % (+7,2 %); коммуникативная – 84,8 % (+7,2 %).
На инструктивно-методическом совещании (протокол № 1 от 12.09.2023) рассмотрена нормативная правовая документация. Определена дальнейшая работа по темам индивидуальных педагогических исследований на основе личностно ориентированного подхода, проблем, выявленных в ходе диагностических исследований учащихся, законных представителей, педагогов-инноваторов (приложение 2).
Определены критерии и показатели результатов инновационной деятельности, а также формы представления инновационного педагогического опыта: выступления на семинарах, конференциях разного уровня, открытые факультативные занятия, воспитательные мероприятия, занятия объединений по интересам, выступления на заседаниях школьных, районных методических объединений.
Эффективность условий реализации инновационного проекта
В СШ№2 г.Берёзовки созданы условия для взаимодействия субъектов образовательного процесса. Для совершенствования системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности материально-техническая база учреждения образования приведена в соответствие. Имеются в наличии кабинет информатики и компьютерный класс; методический кабинет; кабинеты педагога-психолога, педагога социального, оснащённые компьютерной техникой; кабинет идеологической и воспитательной работы; информационно-библиотечный центр; единая локальная сеть в учреждении образования; высокоскоростное подключение к сети Интернет всех стационарных компьютеров и ноутбуков; необходимое проекционное оборудование (2 медиапроектора, 2 мультиборда); множительная и копировальная техника; брошюратор, ламинатор; печатные материалы; электронные мультимедийные материалы (ЭСО, презентации).
100 % педагогов-инноваторов на достаточном и высоком уровнях владеют информационно-компьютерными технологиями.
В 2023/2024 учебном году психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности в учреждении образования строилось на оказании помощи педагогам в сборе и анализе психологической разноуровневой информации, в подборе соответствующего диагностического материала для участников инновационного проекта, проведении консультаций для педагогов-инноваторов, выявлении проблемных зон, организации мониторинговой и послемониторинговой деятельности.
Педагогами-инноваторами совместно с педагогом-психологом Сущевской Н.П. проведены промежуточные диагностические исследования с учащимися трёх ступеней общего среднего образования – участниками инновационного проекта–с целью определения уровня развития нравственных качеств личности, информационной и коммуникативной культуры (приложение 3). Изучены сфера интересов учащихся, уровень комфортности в учреждении образования, уровень развития творческого мышления.
Организована работа с педагогами-инноваторами по формированию надпрофессиональных компетенций, разработке инструментария диагностики инновационной компетентности и исследовательской культуры педагогов.
В сотрудничестве с родителями учащихся как субъектами инновационного проекта изучались их социально-педагогические характеристики, уровень психолого-педагогической компетентности, образовательный потенциал семьи, степень осознанности и согласованности индивидуальных образовательных запросов.
С целью формирования системы научно-методического и психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности налажено взаимодействие с консультантами инновационного проекта Миновой М.Е., Захожей Н.Н. посредством работы в системе по информационному сопровождению инновационной деятельности в Республике Беларусь, встреч с педагогами-инноваторами, семинара, проводимого на базе УО «Гродненский государственный институт развития образования», в рамках которого проведены индивидуальные консультации для руководителя, координатора по организации управленческой деятельности в рамках реализации проекта, участников проекта по ведению дневников педагогических наблюдений.
В ходе данных мероприятий были изучены концептуальные положения организации инновационной деятельности, основополагающие подходы обоснованного, целенаправленного духовно-нравственного воспитания учащихся (аксиологический, личностно ориентированный, деятельностный, системный, компетентностный).
Повышение профессиональных компетенций педагогов осуществлялось посредством подготовки на курсах повышения квалификации (приложение 4):
Условиями повышения профессиональных компетенций педагогов-участников инновационного проекта также являются работа над индивидуальными исследовательскими темами, которые, позволяют удовлетворять индивидуальные запросы учащихся, их родителей, самих педагогов; самообразование (составлен и пополняется аннотированный список литературы по теме исследования каждым педагогом, ведется постоянная работа над совершенствованием профессиональных компетенций).
Выполнение программы и плана реализации инновационного проекта
Работа по реализации инновационного проекта в 2023/2024 учебном году строилась на основании Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, в соответствии с программой инновационной деятельности и календарным планом на текущий учебный год (утверждены на заседании педагогического совета № 1 от 31.08.2023 года). На августовском педагогическом совете педагоги учреждения образования были ознакомлены с основными идеями, направлениями инновационной деятельности, целью и задачами, содержанием и ожидаемыми результатами. Продолжила работу мониторинговая служба (приказ № 298 от 01.09.2023 года).
В методическом кабинете, на базе информационно-библиотечного центра организованы и на протяжении учебного года обновляются выставки научно-методических материалов по теме проекта.
В сентябре 2023 года сформирована сеть дополнительного образования на основе индивидуальных образовательных запросов учащихся, их законных представителей (2 группы факультативных занятий, 2 группы объединения по интересам «Творческая мастерская», военно-патриотического клуба «Наследники Победы», а также клуба гражданско-патриотической направленности «Наследие»). Согласованы календарные планы педагогов-инноваторов, определены задачи деятельности, ожидаемые результаты каждым участником инновационного проекта на текущий год. Организована работа постоянного действующего семинара «Рефлексивные навыки педагогов как средство формирования эффективного опыта профессиональной деятельности», дополнен аннотированный список научной и научно-методической литературы по теме проекта, сформирована и размещена на сайте локальная нормативная база, регламентирующая инновационную деятельность в учреждении образования. В январе 2024 года проведён методологический семинар «Теоретические основы внедрения модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся» (охват педагогов – 100 %), с 12.02.2024 по 26.02.2024 года - панорама методических идей участников реализации инновационного проекта «Эффективные пути и способы формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся», координатором проекта Рунец А.М. организованы групповые и индивидуальные консультации для педагогов-инноваторов по следующим темам: «Основы нравственности у младших школьников», «Использование интерактивных методов в духовно-нравственном воспитании учащихся», «Духовно-нравственное воспитание в единстве учебной и внеучебной деятельности», «Формы представления инновационного опыта: особенности разработки статей, тезисов выступлений, сценариев и других видов публикаций», «Проблемы воспитания ребенка в приемной семье: духовно-нравственный аспект», «Нравственные ценности волонтерской деятельности, детского и молодежного движения», «Формирование положительной самооценки школьника – важная составляющая нравственного воспитания в семье», «Духовно-нравственное воспитание учащихся через использование педагогического потенциала школьного музея», 11.10.2023 - круглый стол с представителями ОАО «Стеклозавод «Неман», РУП «Новогрудок-тур», «Адрес лета», представителями Берёзовского городского исполнительного комитета, православным священником храма иконы Матери Божьей Жировичской протоиереем Урбановичем В.К. «Организация совместной деятельности по реализации инновационного проекта в 2023/2024 учебном году».
В течение года организован самоконтроль по вопросам «Состояние ведения педагогических дневников и дневников наблюдений учащихся», «Деятельность творческих групп по реализации программы инновационного проекта», «Состояние работы учреждения образования по повышению инновационной компетентности участников проекта», результаты заслушаны на совещаниях при директоре, по итогам самоконтроля изданы приказы.
В марте 2024 года педагогами-инноваторами разработаны памятки, методические бюллетени по использованию наиболее продуктивных современных форм, методов и средств обучения, направленных на формирование у учащихся ключевых духовно-нравственных компетенций.
Участниками инновационного проекта обновлена интерактивная карта храмов города Берёзовки и Принеманского края «Святыни Принеманского края».
Успешно и результативно реализуются проекты шестого школьного дня «Солнышко в ладошке», направленного на интеграцию детей с ограниченными физическими возможностями в школьное сообщество, социум, «Лёсы, апаленыя вайной», «Им было не до игр», направленные на сбор и обобщение информации о людях, отправленных на каторжные работы в Германию и Австрию во время нацистской оккупации 1941-1944 гг., военном детстве, с дальнейшей трансляцией в социальных сетях, в телеграм-канале «Кластер военно-патриотического воспитания». Обеспечено участие в торжественных мероприятиях, круглых столах, семинарах, посвященных преподобной Евфросинии Полоцкой, приуроченных ко Дню матери, 79-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне «А память сердце жжёт…» и др.
Все учащиеся учреждения образования включены в экскурсионную деятельность по культурно-историческим и святым местам Беларуси согласно плану-графику экскурсий, разработанным маршрутам. Особое значение уделено маршрутам памяти и скорби по местам, связанным с трагедией геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны (всего за учебный год организовано 112 экскурсий, охват учащихся и педагогов – 100 %, общий показатель - 4,31 экскурсии на 1 обучающегося).
Организовано проведение общешкольного родительского собрания (протокол № 1 от 01.09.2023 года) по теме «Работа учреждения образования в инновационном режиме», в рамках которого родительская общественность ознакомлена с итогами реализации инновационного проекта за предыдущий учебный год, обеспечено рассмотрение вопросов духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе информационно-просветительской работы с родителями, занятий в рамках республиканского проекта «Родительский университет» («Семейные ценности и ценность семьи», «Семья и ее роль в формировании личности ребёнка», «Ответственное родительство» и др. (охват составил 94, 7 % родителей), проведение классных родительских собраний в классных коллективах, включённых в реализацию инновационного проекта, по темам «Поговорим о нравственности» (V-VI классы), «Человеком быть совсем не просто… Или как воспитывать в детях нравственность» (VII-VIII классы), «О жизни, нравственности и не только» (IX-X классы), «Если ребёнок столкнулся со злом» (V-VIII классы), видеопрезентация семейных творческих проектов «Пусть любовь и доброта правят миром!» (07.03.2024), проведение родительской конференции с участием православных священников Владимира Урбановича и Леонида Черняева «Семья. Вера. Духовность. Счастливое будущее» (26.03.2024). Согласно промежуточной диагностике «Удовлетворённость родителей работой школы в инновационном режиме» 98,4 % законных представителей обучающихся дали положительную оценку работе учреждения образования по данному направлению деятельности.
Обеспечено размещение информации, методических материалов, фотоотчётов о проводимых мероприятиях в рамках реализации инновационного проекта на сайте учреждения образования, в телеграм-канале «Образование Лидчины», «Берёзовка – ты город мой», на страницах социальных сетей «ВКонтакте», «Инстаграм», в информационно-библиотечном центре оформлены выставки литературы, изделий декоративно-прикладного творчества, приуроченных ко Дню Матери, Рождеству Христову, Масленице, Вербной неделе, Пасхе.
На протяжении учебного года организовано взаимообучение, взаимопосещение учебных, факультативных занятий, воспитательных мероприятий, классных и информационных часов, обсуждение практических и диагностических материалов в рамках работы микрогрупп.
Ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию учащихся значительно пополнился новыми материалами. Обеспечено взаимодействие, обмен информацией с ресурсными центрами Лидского района, г.Минска по данному направлению воспитательной работы.
Результаты инновационной деятельности
На протяжении учебного года организовано взаимообучение, взаимопосещение факультативных занятий «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма», классных и информационных часов, занятий объединений по интересам, воспитательных мероприятий, обсуждение практических и диагностических материалов в рамках работы микрогрупп, что позволило повысить методический уровень педагогов-инноваторов по вопросам реализуемого проекта. Индивидуальное и групповое консультирование, исследовательская деятельность, работа над темами самообразования, участие в обучающих семинарах обеспечили повышение методологической культуры педагогов, мотивации участников инновационного проекта, повышение уровня профессионально-коммуникативной, рефлексивной и других компетенций. Педагогами-инноваторами анализируются и используются в работе материалы, предлагаемые другими ресурсными центрами по духовно-нравственному воспитанию.
В марте 2024 года проведена повторная самооценка профессиональных действий педагога. Получены следующие результаты: на высоком уровне сформированы профессионально-коммуникативная компетенция (85,9 %), предметно-методологическая компетенция (85,9 %), рефлексивная компетенция (92,9 %); повысился уровень владения управленческой компетенцией (85,9 %); немного ниже оценивают педагоги действия, связанные с проектированием изменений школьной среды и описанием эффективности своих действий (исследовательская компетенция – 85,7 %).
В ходе реализации плана инновационной деятельности обеспечено получение следующих результатов:
повышение компетентности большинства участников проекта, уровня креативности и творчества в профессиональной деятельности, знаний теоретических и методических основ деятельности ресурсного центра;
положительная динамика профессионального роста педагогов: умелость, мастерство, творчество, новаторство;
удовлетворенность 100 % учащихся, 100 % педагогов и 98,4 % родителей качеством образовательной и социально-воспитательной среды, направленной на формирование и развитие духовно-нравственной культуры обучающихся по результатам дистанционного анкетирования;
повышение у учащихся уровня мотивации познавательной, творческой, общественной и социально значимой деятельности, о чём свидетельствуют высокие результаты участия в конкурсах, акциях, проектах, конференциях, олимпиадах, исследовательской деятельности различного уровня (приложение 5);
пополнение виртуального методического кабинета сценариями и иными материалами по проведению интерактивных занятий, проектов, игр, коллективных творческих дел, семинаров для учащихся, педагогов и родителей по духовно-нравственному воспитанию обучающихся;
повышение воспитательного потенциала учебных, факультативных занятий, классных и информационных часов, занятий объединений по интересам, воспитательных мероприятий для учащихся и родителей;
повышение уровня информационной и коммуникативной культуры участников инновационного проекта;
повышение уровня гражданской активности учащихся, о чём свидетельствует увеличение процента участия в акциях, мероприятиях гражданской и патриотической, волонтёрской, тимуровской, благотворительной, краеведческой направленности (с 94,1 % в апреле 2023 года до 99,2 % в марте 2024 года), проектной деятельности по духовно-нравственному воспитанию (с 62,4 % в октябре 2022 года до 99, 2 % в марте 2024 года);
снижение уровня конфликтности (на начало учебного года выявлено 6 учащихся с высоким уровнем конфликтности (3,94 %) по шкале «Развитие волевых качеств ребёнка», на основе теста «Мои драконы», на конец марта 2023/2024 учебного года – 1 учащийся (0,6 %);
на протяжении учебного года педагоги-инноваторы совместно с педагогом социальным и педагогом-психологом работали над формированием у учащихся умения использовать позитивные социализирующие возможности Интернет-пространства для формирования высоких личностных качеств несовершеннолетних, развития коммуникативных умений и навыков;
благоприятный психологический климат в ученическом и педагогическом коллективах, отсутствие учащихся с низким социометрическим статусом по итогам проведённых диагностических исследований;
выполнение показателей по экскурсионной деятельности (на 01.01.2024 данный показатель составил 4, 31 экскурсии на 1 учащегося/ особое внимание уделено экскурсиям по святым местам Беларуси, местам памяти и скорби);
активизировано взаимодействие с религиозными организациями, общественными объединениями в области воспитания детей и молодежи (приложение 6).
Практические результаты инновационной деятельности, полученные в ходе реализации проекта, позволяют создать условия для развития коммуникативных компетенций, способности обучающихся к саморегуляции, дисциплинированности, противостоянию негативным и деструктивным тенденциям социальной среды, мотивируют к изучению культурного наследия белорусского народа с позиции духовно-нравственных ценностей, пониманию национальной идеи как мировоззренческой основы консолидации белорусского общества.
Факторами риска при реализации инновационного проекта являются следующие: недостаточные знания педагогов о сущности педагогических исследований; проблемы реализации коллективного педагогического исследования; организация взаимодействия с ресурсными центрами других учреждений образования.
Демонстрация и трансляция инновационного опыта
Презентация опыта работы педагогов учреждения образования осуществлялась:
на уровне учреждения образования: на заседании школьного методического объединения классных руководителей «Презентация образцов эффективного педагогического опыта» (28.03.2024 года); на открытых классных и информационных часах, факультативных занятиях, воспитательных мероприятиях (в течение учебного года), мероприятиях в рамках Недели родительской любви (октябрь 2024 года), Недели добрых дел (январь 2024); в рамках методического диалога участников реализации инновационного проекта «Новые подходы к организации работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся» (октябрь 2023 года), панорамы методических идей «Эффективные пути и способы формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся» (февраль 2024 года), семинара-практикума «Подготовка учащихся к жизни в многополярном мире» (март 2024 года); на педагогическом совете учреждения образования «Деятельность педагогического коллектива в инновационном режиме» (март 2024);
на районном уровне: в «Лидской газете» от 06.01.2024 в статье «Наш славный наставник, или Человек, которому аплодировал миллион землян», в которой освещены промежуточные итоги реализации инновационной деятельности в аспекте взаимодействия с руководителем по военно-патриотическому воспитанию, являющимся чемпионом мира и олимпийским чемпионом по прыжкам в высоту, патриотом своей малой родины, примером для подрастающего поколения; на районном методическом объединении руководителей по военно-патриотическому воспитанию от 22 марта 2024 года «Использование эффективных ресурсов для реализации военно-патриотического воспитания учащихся в учреждениях общего среднего образования»; на районном методическом объединении воспитателей группы продлённого дня представлен опыт педагога Бородин М.М. по теме «Педагогический потенциал белорусских народных традиций, обрядов, праздников в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников» (декабрь 2023 года);
на областном уровне: коммуникационный проект по духовно-нравственному направлению «Войной опалённая молодость» принят для участия в VI Республиканском молодежном фестивале-конкурсе «МЕДИАСФЕРА-2024», защита проекта состоится 18-19 апреля 2024 года;
на республиканском уровне: публикация Пиротской Анастасии Александровны, педагога социального, по теме «Эффективные формы работы с учащимися по формированию правовой и духовно-нравственной культуры несовершеннолетних» размещена на сайте АПО (по итогам е-mail-конференции «Воспитание правовой культуры обучающихся и расширение их знаний в области прав человека», декабрь 2023 года);
опыт работы учреждения образования по духовно-нравственному воспитанию учащихся транслировался в рамках Х Туровских Епархиальных Образовательных Чтений на тему «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего», проходивших в учреждении образования «Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина» 10 ноября 2023 года, в статье «Гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся на основе современных подходов» (из опыта работы государственного учреждения образования «Средняя школа № 2 г.Берёзовки») (автор Рунец Анжелика Михайловна). Материал выступления будет также опубликован в сборнике материалов Х Туровских Епархиальных Образовательных Чтений;
проект детских и молодёжных инициатив «Отцы и дети» и социально значимый ролик «Дорога домой», направленные на развитие качественных межличностных отношений в семье и формирование адекватных духовно-нравственных ориентиров, представлен на V Республиканской научно-практической олимпиаде по психологии «Мир психологии», приуроченной к Году качества, организованной Учреждением образования «Барановичский государственный университет» (итоги будут подведены в апреле);
на международном уровне: статья «Поисково-исследовательская и экскурсионная деятельность по местам памяти и скорби в основе долгосрочных проектов, направленных на сохранение исторической памяти об участниках Великой Отечественной войны, жертвах геноцида в годы нацистской оккупации 1941-1944 гг.: из опыта работы государственного учреждения образования «Средняя школа №2 г.Берёзовки» опубликована в сборнике материалов дистанционной научно-практической конференции с международным участием «Педагогика. Технологии. Общество», организованной учреждением образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» совместно с Лидским колледжем (Минск, Национальная библиотека Беларуси; УДК 37(06)+37.0913(06)+37.017.4(06), ББК 74л0, с.199-203).
Педагогами-инноваторами продолжено дальнейшее накопление практических материалов для обобщения опыта.
Заключение
Программа инновационной деятельности на 2023/2024 учебный год в государственном учреждении образования «Средняя школа №2 г.Берёзовки» выполнена. Результаты, полученные в ходе реализации проекта, соответствуют поставленной цели и задачам, а также заявленным в проекте критериям и показателям.
Таким образом, данное направление инновационной деятельности является актуальным для СШ№2 г.Берёзовки, так как позволяет расширить образовательные возможности учреждения образования и обеспечить удовлетворение его образовательных потребностей, развитие конкурентоспособности учреждения образования в прогнозируемом будущем и моделирование новых образцов образовательных практик в перспективном будущем. В связи с вышеизложенным, целесообразно продолжение работы государственного учреждения образования «Средняя школа №2 г.Берёзовки» в качестве инновационной площадки по заявленной теме в соответствии с программой реализации инновационного проекта на 2024/2025 учебный год.
С целью продолжения работы по реализации инновационного проекта «Внедрение модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся» необходимо разработать план на 2024/2025 учебный год. С целью уменьшения рисков необходимо также усилить самообразовательную деятельность педагогов, провести обучающие семинары с приглашением учёных. С целью расширения образовательного пространства и организации взаимодействия с другими учреждениями образования спланировать совместные методические мероприятия со следующими учреждениями образования: государственное учреждение образования «Минский городской педагогический колледж», государственное учреждение образования «Гимназия № 15 г. Минска»; государственное учреждение образования «Средняя школа № 10 г. Минска»; государственное учреждение образования «Средняя школа № 136 г. Минска»; государственное учреждение образования «Средняя школа № 191 г. Минска», - также осуществляющими реализацию данного проекта, ресурсным центром по духовно-нравственному воспитанию учащихся на базе государственного учреждения образования «Средняя школа №11 г.Лиды» Гродненской области.
Необходимо продолжить трансляцию опыта работы педагогов по духовно-нравственному воспитанию учащихся в районных, областных и республиканских средствах массовой информации, пополнение электронного банка образцов эффективного педагогического опыта учреждения образования, в мае – августе 2025 года обеспечить разработку методических материалов по внедрению апробированной инновационной модели в образовательную практику.
Координатор инновационного проекта
в государственном учреждении образования
«Средняя школа №2 г.Берёзовки» А.М.Рунец
свернуть